Грановитая палата


Грановитая палата Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского двора, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и заканчивающимся ниже карниза.

В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.

Первый этаж палаты, предназначавшийся для хозяйственных нужд, особого интереса не представляет. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб.Интерьер палаты Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола Грановитой палаты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В 1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее подробную опись.

После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали цветным орнаментом. В пожар 1696 года эта кровля сгорела. По некоторым предположениям, в XVIII веке стенопись в палате забелили известью и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. Во время нашествия наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. В 80-х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены заново - по описи Симона Ушакова. Выбор пал на палешан не случайно. Желая восстановить старинный облик палаты, ее решили расписать в манере древнерусской живописи. Традиции палешан с их четкой прописью фигур, контрастностью цветовых сочетаний, повествовательностью изображений подходили для решения этой задачи. Интересной особенностью росписей Грановитой палаты является объединение религиозных сюжетов с историко-бытовыми сценами. Росписи стенГлавная идея росписи - прославление царской власти. Интерес представляет композиция с изображением царя Федора, при жизни которого впервые были выполнены росписи. Среди росписей можно видеть изображения, повествующие о сотворении мира, об Иосифе Прекрасном, притчи о неправедном и праведном судье. Обращает на себя внимание сцена с изображением киевского князя Владимира со своими двенадцатью сыновьями, которых он поучает, как правильно жить и мудро править государством.

По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось присутствовать в палате на торжественных церемониях. Поэтому царевны и царица находились в особой комнате, называемой тайником, и через специальное решетчатое окошечко наблюдали за всем происходящим в палате.

Пышно и торжественно обставлялись в Грановитой палате пиры и приемы. Пол застилался персидскими коврами, вокруг центрального столба стояли столы с золотой и серебряной посудой. Трон царя, украшенный драгоценными камнями, располагался в юго-западном углу комнаты. Рядом с троном стояли царские телохранители в белоснежных одеждах. Богатый царский венец, парчовые одежды, расшитые самоцветами, производили сильное впечатление на иностранных послов. Билл Клинтон и Борис Ельцин на встрече в Грановитой палатеВ древности в парадные покои Грановитой палаты попадали через Святые сени - продолговатую комнату, перекрытую сомкнутым сводом, украшенным золочеными резными жгутами. Торжественность и пышность придают сеням шесть белокаменных, резных, обильно позолоченных порталов с резными дверями. Три из них ложные, сделанные в XIX веке. Войти в Грановитую палату из Святых сеней можно только через один портал.

В древности Святые сени имели выход на Соборную площадь через Красное крыльцо и лестницу. Надписи над порталом выхода свидетельствуют о времени постройки Святых сеней и Грановитой палаты: "Заложены при благоверном и великом князе Иоанне Васильевиче III в лето 1487". Стены сеней расписаны на библейские темы в XIX веке художником Завьяловым. На втором этаже, над сенями можно видеть окно "тайника".

© Государственные музеи Московского Кремля.
© 1996-99. АО "Коминфо". Все права защищены.