Грановитая палата
Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского двора, построенного
в конце XV века Иваном III, его
парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий
Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими мастерами под руководством
итальянских архитекторов Марко Руффо
и Пьетро Антонио Солари. Здание
палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным
убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком
(отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и заканчивающимся
ниже карниза.
В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие
крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным
залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников
русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300
лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались
победы русских войск. Так, Иван IV
праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году
Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение Нишбадтского мира, завершившего
Северную войну.
Первый этаж палаты, предназначавшийся для хозяйственных
нужд, особого интереса не представляет. Сама Палата представляет собой
огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный
столб.
Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами,
расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами.
Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил.
Площадь пола Грановитой палаты равна 495 квадратных метров. Во второй половине
XVI века Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские
темы. В 1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее
подробную опись.
После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно
отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными
наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали цветным
орнаментом. В пожар 1696 года эта кровля сгорела. По некоторым предположениям,
в XVIII веке стенопись в палате забелили известью и наглухо затянули малиновым
бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. Во время нашествия
наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили.
В 80-х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены
заново - по описи Симона Ушакова. Выбор пал на палешан не случайно. Желая
восстановить старинный облик палаты, ее решили расписать в манере древнерусской
живописи. Традиции палешан с их четкой прописью фигур, контрастностью цветовых
сочетаний, повествовательностью изображений подходили для решения этой
задачи. Интересной особенностью росписей Грановитой палаты является объединение
религиозных сюжетов с историко-бытовыми сценами.
Главная
идея росписи - прославление царской власти. Интерес представляет композиция
с изображением царя Федора, при жизни которого впервые были выполнены росписи.
Среди росписей можно видеть изображения, повествующие о сотворении мира,
об Иосифе Прекрасном, притчи о неправедном и праведном судье. Обращает
на себя внимание сцена с изображением киевского князя Владимира со своими
двенадцатью сыновьями, которых он поучает, как правильно жить и мудро править
государством.
По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось
присутствовать в палате на торжественных церемониях. Поэтому царевны и
царица находились в особой комнате, называемой тайником, и через специальное
решетчатое окошечко наблюдали за всем происходящим в палате.
Пышно и торжественно
обставлялись в Грановитой палате пиры и приемы. Пол застилался персидскими
коврами, вокруг центрального столба стояли столы с золотой и серебряной
посудой. Трон царя, украшенный драгоценными камнями, располагался в юго-западном
углу комнаты. Рядом с троном стояли царские телохранители в белоснежных
одеждах. Богатый царский венец, парчовые одежды, расшитые самоцветами,
производили сильное впечатление на иностранных послов.
В
древности в парадные покои Грановитой палаты попадали через Святые сени
- продолговатую комнату, перекрытую сомкнутым сводом, украшенным золочеными
резными жгутами. Торжественность и пышность придают сеням шесть белокаменных,
резных, обильно позолоченных порталов с резными дверями. Три из них ложные,
сделанные в XIX веке. Войти в Грановитую палату из Святых сеней можно только
через один портал.
В древности Святые сени имели выход на Соборную
площадь через Красное крыльцо и лестницу. Надписи над порталом
выхода свидетельствуют о времени постройки Святых сеней и Грановитой палаты:
"Заложены при благоверном и великом князе Иоанне Васильевиче III в
лето 1487". Стены сеней расписаны на библейские темы в XIX веке художником
Завьяловым. На втором этаже, над сенями можно видеть окно "тайника".
© Государственные музеи Московского
Кремля.
© 1996-99. АО "Коминфо". Все права защищены.